Развитие эмоционального интеллекта как тренд в современной психолого-педагогической практике

Развитие эмоционального интеллекта как тренд в современной психолого-педагогической практике

Что такое эмоциональный интеллект? Почему он так важен? Как его развивать и по каким критериям оценивать сформированность эмоционального интеллекта, рассказывает преподаватель АДПО И. В. Щекотихина.

И. В. Щекотихина, психолог, преподаватель психологииУмение общаться, понимать чувства других людей и свои собственные эмоции составляет основу социального благополучия. К сожалению, нередко даже люди с высоким уровнем IQ, умные, культурные и эрудированные, испытывают трудности в социальной адаптации, не могут эффективно построить свои отношения с окружающими, имеют большое количество нерешённых личностных проблем. С детства они характеризуются повышенной тревожностью, агрессивностью, конфликтностью, неумением общаться со сверстниками. Одна из распространенных причин данных явлений – несформированность эмоционального интеллекта.

И. В. Щекотихина, психолог, преподаватель психологии.

Ирина Вячеславовна, что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональным интеллектом называется умение человека распознавать эмоции и чувства, понимать желания, намерения и мотивы других людей, а также свои собственные. Развитый эмоциональный интеллект позволяет управлять эмоциями, как своими, так и чужими.

Почему так важно развивать эту способность?

Ещё в 1872 году Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», указывал на значимость внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Сегодня по «закону Парето» считается, что успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%. Способность к эмпатии помогает адаптироваться в социуме, находить общий язык с окружающими. Понимание своих чувств и эмоциональных проявлений других людей, умение выражать чувства и управлять эмоциональной сферой способствуют более высокой адаптивности человека, его эффективности в общении и профессиональной либо иной деятельности.

Когда можно начинать работу в этом направлении?

Наиболее благоприятное время для начала работы по развитию эмоционального интеллекта – от года до 6-7 лет. Именно в этот период эмоции становятся осознанными, приобретают всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления. Значительное воздействие на совершенствование эмоционального интеллекта оказывает ближайшее окружение дошкольника, а также педагог и психолог.

Как научиться развивать эмоциональный интеллект детей?

Я рекомендую в воспитании малыша уделять основное внимание его переживаниям и чувствам.

Развитию эмоциональной сферы ребенка очень помогают сюжетно-ролевые игры. Совместное прослушивание сказок и обсуждение поведения героев расширяет вербализацию эмоциональных состояний детей.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» призвана научить родителей и педагогов методам и приёмам, способствующим развитию и обогащению эмоционального мира ребёнка. В результате освоения программы, вы будете способны научить дошкольника:

  • различать эмоции и чувства (свои и окружающих людей);
  • корректно выражать эмоции и чувства с помощью вербальных и невербальных сигналов;
  • соотносить мимику и жесты людей с их эмоциональным состоянием;
  • находить связь между поступками и чувствами, настроением и поведением;
  • управлять своими эмоциями и поведением.

Помогая ребёнку в формировании эмоционального интеллекта, вы способствуете его успеху в будущем!